В истории философии, помимо тех, о которых мы уже говорили в предыдущих публикациях, есть еще много выдающихся мыслителей, чьи идеи оказали глубокое влияние на развитие человеческой мысли. Один из таких мыслителей – Пьер Абеляр, французский философ, теолог, поэт и музыкант, живший в XI-XII веках. Его учение, за которое он был неоднократно осужден со стороны католической церкви якобы как за еретические воззрения, до сих пор вызывает интерес и обсуждения. В этой статье мы рассмотрим, а чем же Пьер Абеляр насолил в свое время представителям церкви и за что вошел в историю.
Пьер Абеляр родился в Ле-Палле, что в Франции, в 1079 году. Его философская карьера началась в Парижском университете, где он изучал логику и диалектику. Абеляр был известен своей способностью проводить анализ и дискуссии по сложным и тонким философским вопросам, то и дело бросая вызовы философам-современникам, например, Гильому из Шампо, выходя из споров победителем.
Пьер Абеляр утверждал и заставил согласиться де Шампо с тем, что одна и та же сущность походит к каждому отдельному человеку индивидуально, а не во всем ее существенном объеме. Абеляра также называют предтечей учения Спинозы, поскольку он размышлял о примирении двух великих противоположностей – конечного и бесконечного.
Как богослов, Пьер предложил религиозное учение, заключавшееся в том, что Бог дал человеку все силы для достижения благих целей и, следовательно, дал и ум, чтобы направлять религиозное верование. По мнению Абеляра, вера свободной личности опирается только на убеждение, к которому человеку удалось прийти путем свободного мышления, а если вера приобретена без содействия умственной силы и принята без самодеятельной проверки, то это недостойно свободной личности. Таким образом достигнутое внутреннее согласие становится основой для последующих действий, которые подлежат этической оценке: по мнению Абеляра, грех совершается только в душе, а поступки человека – лишь следствие того, что уже свершилось внутри него, то есть, любые внешние действия этически не значимы.
Почему еще Пьера Абеляра критиковала церковь… Он считал, что единственными источниками истины являются Священное писание и диалектика, и что апостолам и отцам Церкви свойственно заблуждаться, поскольку любая официальная догма церкви, не основанная на Библии, попросту могла быть ложной. По мнению Абеляра, нормой истины объявлялось мышление, которое не только делает понятным для разума содержание веры, но в сомнительных случаях приходит к самостоятельному решению.
Самым известным и значимым трудом Абеляра является его «Да и нет», демонстрирующий противоречивость суждений авторитетов церкви. Грубо говоря, деятельность и учение Абеляра были направлены на сопротивление авторитету тогдашней церкви: использование рациональных аргументов и логического мышления для изучения и объяснения религиозных истин никак не соотносилось с традиционным авторитетом церкви и религиозным верованием, основанном на вере и откровении.
Следует понимать, что учение Пьера Абеляра не было идеальным, некоторые труды он и вовсе не успел докончить. Да и жизнь у него не сказать, что была самая простая, полная интриг и конфликтов. Но давайте подойдем объективно: Пьер Абеляр стал основателем довольно интересного направления, а его акцент на рациональности и умственной деятельности стал важным элементом развития современной философии и мысли, ведь по сути он содействовал возникновению дискуссионной культуры и более критического подхода к мышлению.
Вот такая историческая личность и его учение оказались в нашем сегодняшнем материале. А насколько Вы согласны с его принципами и идеями? Делитесь в комментариях.